Принцип индивидуальности (индивидуализации)

Введение.

Карл Густав Юнг выделят в развитии личности особый процесс – процесс индивидуации, в котором личность приобретает полноту и целостность своего бытия. Индивидуация связана с расширением сферы сознания и расширением его возможностей. Итог — становление самости, в котором эго (сознание личности) становится элементом самости. Причем эго не растворяется, не ассимилируется самостью, что было бы психической катастрофой. В отличие от индивидуализма, индивидуация означает не отказ от коллективности, а напротив – более совершенное исполнение коллективных предназначений.

Процесс индивидуации есть выделение личности из коллективных основ собственной психики, духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, саморазвивающегося существа. Индивидуация — это ассимиляция бессознательного через осознание тех образов, которые оно поставляет, то есть, проявление и осознание архетипов. Обретение самости происходит через циклы частичных слияний конкретных психических содержаний. Цель индивидуации — освобождение самости от лживых покровов персоны (социальной роли-маски) и от самодавлеющей власти бессознательных образов.

22 стр., 10777 слов

Процесс становления личности

… возрастной субкультуры; Раскрыть теоретические аспекты социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности человека …

Самость — одновременно и символ воссоединения сознания и бессознательного, и трансценденция по отношению к ним. Она может быть описана лишь отчасти, а отчасти до поры до времени остается непознаваемой и неопределимой. На бессознательном уровне самость есть архетип, обнаруживающий себя в сновидениях, мифах и сказках в качестве “высокопоставленной личности”.

Юнг полагает, что процесс индивидуации доступен всем.

Цель реферата: рассмотреть процесс индивидуализации и его отражение в мифах и сказках.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

Применение

Слово « индивидуация» имеет разные значения и коннотации в разных областях.

В философии

С философской точки зрения «индивидуация» выражает общую идею того, как вещь идентифицируется как индивидуальная вещь, которая «не является чем-то другим». Это включает в себя то, как отдельный человек считается отличным от других элементов в мире и чем человек отличается от других людей. К семнадцатому веку философы начали связывать вопрос об индивидуации или о том, что вызывает индивидуальность в любой момент времени, с вопросом об идентичности или о том, что составляет тождество в разные моменты времени.

В юнгианской психологии

В юнгианской или аналитической психологии индивидуация – это процесс, в котором индивидуальное я развивается из недифференцированного бессознательного – рассматриваемый как психический процесс развития, в ходе которого врожденные элементы личности, компоненты незрелой психики и жизненный опыт человека становятся: если процесс более или менее успешен, со временем интегрируется в хорошо функционирующее целое. Другие теоретики психоанализа описывают это как стадию, на которой индивид преодолевает групповую привязанность и нарциссическое самовосприятие.

В медиаиндустрии

Индустрия средств массовой информации начала использовать термин « индивидуация» для обозначения новых технологий печати и онлайн-технологий, которые позволяют массово настраивать содержание газеты, журнала, программы вещания или веб-сайта, чтобы его содержание соответствовало уникальным интересам каждого отдельного пользователя. Это отличается от традиционной практики СМИ по созданию одного и того же контента для всех читателей, зрителей, слушателей или онлайн-пользователей.

Теоретик коммуникаций Маршалл Маклюэн упомянул эту тенденцию, обсуждая будущее печатных книг в мире, объединенном электроникой.

В законе о конфиденциальности и защите данных

Примерно с 2016 года, совпадая с усилением государственного регулирования сбора и обработки персональных данных, в первую очередь GDPR в законодательстве ЕС, индивидуализация использовалась для описания выделения ” человека из толпы – угрозы конфиденциальности, автономии. и достоинство. Большинство законов о защите данных и конфиденциальности включают идентификацию человека в качестве порогового критерия, когда субъекты данных нуждаются в правовой защите. Однако сторонники конфиденциальности утверждают, что вред конфиденциальности может также возникать из-за способности устранить неоднозначность или «выделить» человека. Это позволяет на индивидуальном уровне отслеживать, профилировать, нацеливать, связываться с человеком или подвергать его влиянию решения или действия, даже если его «личность» неизвестна (или может быть познана).

Быстрый прогресс в технологиях, включая искусственный интеллект и оптическое наблюдение в сочетании с системами распознавания лиц , в настоящее время изменил цифровую среду до такой степени, что «неидентифицируемый» больше не является эффективным прокси для «не будет нанесен вред конфиденциальности», а также защиты многих данных. законы могут потребовать пересмотра, чтобы обеспечить адекватную защиту интересов неприкосновенности частной жизни, путем явного регулирования индивидуализации, а также идентификации лиц.

В физике

Две квантовые запутанные частицы нельзя понять независимо. Два или более состояний в квантовой суперпозиции , например, когда кошка Шредингера одновременно мертва и жива, математически не то же самое, что предположить, что кошка находится в отдельном живом состоянии с 50% вероятностью. В принципе неопределенности Гейзенберга говорит , что дополнительные переменные , такие как положение и импульс , не может одновременно быть точно известен – в каком – то смысле, они не являются отдельными переменными. Предложен естественный критерий индивидуальности .

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Сущность индивидуального обучения и его принципы

Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Принципы индивидуального обучения – это:

  1. Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
  2. Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
  3. Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
  4. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
  5. В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Определение 1

Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.

Достоинства индивидуального обучения:

  • возможность адаптации методов, форм, темпов и т.п. учебного процесса под возможности конкретного ребенка;
  • возможность следить за успехами и поправлять неудачи ребенка;
  • возможность отслеживать продвижение от незнания к знанию у ребенка, при необходимости проведение проверочных заданий, ориентированных на установление уровня усвоения учебного материала;
  • возможность вносить корректировки в учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей ребенка, а также с целью адаптации к учебному процессу.

Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.

Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.

Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.

Замечание 3

Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.

Оценка знаний в персонализированном обучении

Как оценивать знания при таком персональном подходе? В идеале преподаватели должны предоставить студентам самим выставлять отметки. Ведь человек должен уметь оценивать себя самостоятельно. Это позволит учащемуся во взрослой жизни соотносить свои усилия и полученные результаты. Но чтобы такая модель сработала, необходимо формировать культуру оценивания.

Для этого преподавателю необходимо объяснить критерии и показать образцы, на которые студенты смогут ориентироваться при самостоятельной оценке своих достижений.

В школе нас приучают к вычитательной системе оценивания, когда за каждую ошибку учитель снижает баллы. Однако, есть и другой подход — накопительный. При нём педагог добавляет баллы за каждый верный ответ. Это меняет само отношение к оценкам.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он – индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

Индивидуальная траектория развития как основа образования будущего

  • volatility (изменчивость)

  • uncertainty (неопределенность)

  • complexity (сложность)

  • ambiguity (двусмысленность)

Студент, который начинает обучение, через несколько лет может оказаться невостребованным на рынке: жизненный цикл профессий сокращается, регулярно возникает потребность в дополнительных компетенциях, зачастую из других дисциплинарных полей.

Поэтому сегодня основная задача образования — создать свободную среду, в которой обучающиеся могут сами выстраивать свои образовательные траектории в соответствии с внутренними установками или изменчивыми внешними обстоятельствами. В результате каждый студент может сформировать уникальный компетентностный профиль, а это совсем другой уровень гибкости на рынке труда.

В настоящее время одним из принципов образования является индивидуализация обучения. Этот процесс требует сопровождения, в частности тьюторского. Причем индивидуализация подразумевает не только выбор программ, но и проектной деятельности, команд и других активностей, связанных с неформальным образованием. Образовательное пространство должно быть построено таким образом, чтобы студенты впоследствии смогли самостоятельно ставить цели, делать выбор в соответствии с ними и адаптироваться под новые реалии. Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках одного занятия, учебного плана, образовательного учреждения, среды в целом.

«В современной литературе широко распространено понятие „поколение выбора“. Выбор — это уже не просто свобода или привилегия, это твоя обязанность. Мы живем в мире, в котором постоянно выбираем, принимаем решения в условиях неполной информации и коммуникационных шумов. Наши пробы дают нам возможность определиться, так сказать: когда ты первый раз заходишь в кофейню, то экспериментируешь: пробуешь один кофе, потом второй, третий. Но потом, определившись однажды, ты решаешь проблему выбора как минимум на какое-то время. Но снять совсем вопрос выбора и сформировать вокруг себя систему готовых решений в современном мире невозможно, поэтому приходится выбирать. И нести за это ответственность».

Если человек как можно раньше начинает развивать навык ответственного принятия решений, учиться понимать собственные интересы, сильные и слабые стороны, ставить цели и задачи, разрабатывать план движения и следовать ему, тогда будет легче ориентироваться в жизни вне зависимости от того, в какой сфере он реализуется. Он научится корректировать свой план развития и изменит отношение к ошибкам, так как они являются естественной частью образовательного пути. Их необходимо правильно анализировать и превращать отрицательный опыт в положительный.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Личностно-ориентированный подход к образованию

Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть
авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в
положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют
директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от
ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный
исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает.
Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать —
действовать».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно
принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход.
Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать
правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека,
считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим
требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование.
Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно
заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.

Современные научные разработки теории и практики
личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного
(личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему,
ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического
взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века
представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу,
В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно
только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального
«Я» каждого ребенка.

В отечественной педагогике идея личностного подхода
разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В.
Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного
процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и
другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного
образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на
некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется
возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из
них относятся следующие положения.

Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.

Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.

В содержании образования авторы предлагают перейти от
формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий
для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного
личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных
ценностных ориентаций и т.д.).

Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.

Обобщение представленных методологических позиций позволяет
представить личностно-ориентированное образование как деятельность по
формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в
полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных
(жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и
профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику
— он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также
признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной
деятельности педагога.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий