Упражнения для развития силы пальцев рук, заимствованные из боевых искусств
1) Подтягивания. Выполняются на пальцах, по мере освоения упражнения можно использовать дополнительные утяжеления.
2) Выполнение отжиманий на кончиках пальцев. Это упражнение нужно выполнять очень аккуратно, чтобы не повредить суставы. Обязательно предварительно устроить разминку. Пальцы складывать таким образом, чтобы они образовывали широкую чашу. По мере освоения упражнения, его можно усложнять несколькими вариантами: использовать в качестве опоры одну, а не две руки, уменьшать количество опорных пальцев или поднимать ноги на опору.
3) Поднятие емкости с водой верхним захватом руки. Исходное положение- рука опущена. Поднимать до уровня пупка. Количество жидкости увеличивать по мере увеличения уровня тренированности.
4) Вытаскивание из земли палки, которую предварительно вгоняют туда на 6 см. Выполнять за счет силы пальцев.
5) Подбрасывание ядра. Ядро удерживать верхним захватом. Вес и размер ядра подбираются индивидуально и постепенно меняются в большую сторону.
6) Удары раскрытыми пальцами в сыпучие или рыхлые поверхности. В качестве тренажера можно использовать насыпи песка или круп. По мере увеличения тренированности можно переходить на более твердые материалы, например, картон, фанеры и деревянные или жестяные листы. Это упражнение используется в боевых искусствах и важную его часть составляет создание определенного настроя. Выполняя его, стоит концентрироваться на мыслях о проникновении руки сквозь плоскость.
Водная гимнастика
Гидрокинезотерапия – лечебные упражнения в бассейне с термальной водой очень эффективно расслабляют суставы всего тела, в том числе верхние конечности.
Водная гимнастика для суставов кистей рук при артрите эффективно помогает в борьбе с артритом ревматического типа. Теплая вода утоляет боль, а мышцы расслабляются, поскольку в воде тело не ощущает своего веса. Такая гимнастика подходит даже пациентам с тяжелыми формами инвалидности.
При артрите суставов кистей и пальцев благотворно влияют движения руками, выполняемые при плавании.
А также эффективно выполнение зарядки, погрузившись в воду в положении стоя. Можно выполнять круговые движения плечевыми и запястными суставами, двигать пальцами вверх-вниз и вращая ими.
Разминочные упражнения для пальцев рук
Эти простые упражнения рекомендуется выполнять ежедневно в качестве разминки и для поддержания тонуса мышц. Так как они не требуют никаких особых приспособлений, их можно делать где угодно, например, на рабочем месте или в институте. В случае соблюдения правильной техники выполнения, они абсолютно безопасны для здоровья.
1) Простое и эффективное упражнение, которое знают все- разведение пальцев в стороны веером. Нужно стараться прилагать максимальные усилия и отводить пальцы как можно шире. Заключительное положение фиксировать от 3 до 5 секунд. Упражнение выполняется 3 раза, можно делать одновременно двумя соединенными ладонями.
2) Согнуть пальцы в кулак таким образом, чтобы он не был полностью закрыт, затем максимально напрячь мышцы. Заключительное положение фиксировать от 3 до 5 секунд. Упражнение выполняется 3 раза.
3) Исходное положение аналогично начальной стадии предыдущего упражнения. Максимально напрячь мышцы пальцев, как бы прилагая усилия для того, чтобы разжать кулак. Зафиксировать такое положение от 3 до 5 секунд, повторить 3 раза.
4) Надавливать ладонями друг на друга с максимально возможным усилием. Количество подходов и время выполнения упражнения аналогично предыдущим вариантам.
5) Зацеплять поочередно по одному пальцы одной руки с пальцами другой в замок, начиная с больших, и пытаться это сцепление разорвать. Выполнить 3 подхода по 3 секунды.
6) Поочередно упираться пальцами одной руки в ладонь другой. Выполнить 3 подхода по 3 секунды на каждый палец.
7) Поочередно сжимать каждый палец руки с большим пальццем, складывая в положение, похожее исходное для знаменитого щелбана. Время выполнения составляет по 3 секунды на палец.
Гимнастика при артрите пальцев рук
Несмотря на развитие медицинских технологий и появление новых препаратов гимнастика при артрите пальцев рук остается важным и достаточно эффективным методом лечения этого заболевания.
Задачи гимнастики — способствовать достижению основных целей лечения, которые заключаются в том, чтобы снять боль и воспаление в суставах.
При артрите мелких суставов, таких, как суставы кисти, упражнения выполняются многократно. Для их выполнения не нужны специальные условия, можно делать их даже за рабочим столом, поэтому рекомендуемое количество повторений (6–8 раз в день) вполне реально и доступно.
Благодаря такой активной гимнастике улучшается кровообращение. Это приводит к снижению воспалительной активности. Рассасывается жидкость, накопившаяся в полостях суставов, околосуставных тканях. Вместе с рассасыванием жидкости спадает отек, уменьшается припухлость и покраснение.
Упражнения увеличивают тонус мышц. Все эти изменения помогают восстановить и улучшить двигательные возможности суставов, восстановить ловкость пальцев.
При активных занятиях возможно весьма значительное улучшение также и общего состояния.
- регулярность и системность занятий;
- выполнение упражнений в период ремиссии или в подостром состоянии;
- выполнение всего комплекса обеими руками;
- свободное дыхание;
- медленный темп.
Лечебная гимнастика при артрите пальцев кисти представлена простыми движениями, которые нужно выполнять таким образом, чтобы не вызывать боль. Очень часто развивается артрит сустава большого пальца руки. Это может быть начало системного процесса или изолированное поражение сустава только на одной руке. В любом случае упражнения выполняются на все пальцы и на обе кисти.
Перед началом занятий нужно получить рекомендации лечащего врача, он посоветует какие-то конкретные упражнения. Как правило, эти упражнения очень просты, выполняется каждое из них по 6–12 раз в зависимости от состояния суставов и ощущений. На первых порах может быть трудно выполнить некоторые движения, но со временем суставы разрабатываются, увеличивается амплитуда движений, их точность.
Некоторые упражнения при артрите пальцев руки
1. Сжимание — разжимание кулака. Это очень простое упражнение, с него обычно рекомендуют начинать занятия.
2. Касание пальцев. Кончик большого пальца касается поочередно всех остальных пальцев.
3. Раздвигание пальцев. Положить кисти рук на стол, раздвигать и соединять пальцы. Выполнять по возможности с усилием.
4. Подъем пальцев. Кисти рук на столе, по очереди поднимаем и опускаем каждый палец.
5. Вращение пальцами. Это упражнение похоже на предыдущее, но пальцы не только приподнимаем, но еще и вращаем ими то почасовой стрелке, то против нее.
6. Когти. Сгибаем и разгибаем ногтевые и средние фаланги пальцев.
Упражнение с палкой
Кисти рук положить на палку на столе. Прокатываем палку руками так, чтобы она «прошла» от кончиков пальцев до основания ладони.
То же упражнение выполняем вертикально, прокатывая палку между ладонями.
Для этого упражнения не обязательно искать какую-то специальную палку, вполне подойдет и обычный карандаш. Если возможно по ощущениям, то лучше, если карандаш будет не круглым, а ребристым.
Упражнения с мячиком
Прокатываем мячик по столу то левой рукой, то правой.
Выполняем круговые движения, прокатывая мячик по столу. Делаем это в разных направлениях обеими руками поочередно.
Для выполнения этих упражнений подойдет теннисный или похожий по размеру мячик.
Также полезно делать подобные упражнения с деревянным шариком, имеющим ребристую поверхность. Вполне достаточно небольшого шарика диаметром 4–5 см. Его всегда можно носить с собой и при каждом удобном случае катать между ладонями.
Как видите, никаких сложных движений в гимнастике для пальцев нет, тем не менее регулярное их выполнение помогает значительно улучшить состояние суставов и их функции.
Как происходит развитие мелкой моторики?
Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей
Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем
Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс)
Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери
После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.
Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).
Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.
Эпидемиология/Этиология
По статистике, данная проблема возникает на пятом или шестом десятилетии жизни, причем женщины страдают чаще. Средний возраст — 58 лет. Вероятность возникновения щелкающего пальца составляет 2-3%, но в популяции диабетиков она возрастает до 10%. Это связано не с гликемическим профилем, а скорее с длительностью заболевания. СЩП может возникать у пациентов с
- синдромом запястного канала,
- болезнью де Кервена,
- гипотиреозом,
- ревматоидным артритом,
- почечной недостаточностью,
- амилоидозом.
В литературе обсуждалось множество потенциальных причин возникновения СЩП. Однако явных доказательств точной этиологии этого заболевания практически нет.
Были предложены профессиональные причины возникновения СЩП, но исследования, посвященные этому, очень противоречивы.
Авторы предполагают, что СЩП может возникать вследствие любой деятельности, требующей длительного силового сгибания пальцев (например, ношение сумок для покупок или портфеля, длительное письмо, скалолазание или напряженное хватание небольших инструментов или предметов с острыми краями).
Важно учитывать, что причина возникновения СЩП часто носит многофакторный характер.
Также известно, что это состояние может развиваться идиопатически или вторично по отношению к другим патологиям.
Клиническая картина
Застревание пальца (до и после лечения)
СЩП имеет ряд клинических проявлений. Первоначально у пациентов может наблюдаться безболезненный щелчок во время движения пораженного пальца. Это может прогрессировать до болезненного застревания и прерывистых движений пальца, как правило, в пястно-фаланговом и проксимальном межфаланговом суставах.
Возможными дополнительными симптомами являются:
- Скованность и отечность (особенно по утрам).
- Прерывистая фиксация пальца при активном сгибании, требующая его пассивного разгибания.
- Палец фиксируется или щелкает в согнутом положении, а затем резко разгибается.
- Уменьшение амплитуды сгибания / разгибания.
- Пальпируемый болезненный узелок проксимальнее А1 и / или палец зафиксирован в согнутом положении.
- Небольшое утолщение у основания пальца и боль, которая может иррадиировать в ладонь или в дистальную часть пальца.
Пальчиковые игры для развития речи
Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.
- Пальчиковая игра \
- . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
- Пальчиковая игра \
- . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.
Комплекс из 5 упражнений
Встряхните кисти и перейдите к основным нагрузкам.
Сжатие кистевого эспандера
Упражнения с эспандером для кистей рук позволят не только укрепить данную мышечную группу, но и поможет избавиться от стресса, нервного состояния или злости. И эмоции выплесните, и тренировкой позанимаетесь. Задействуются в данной работе пальцы, кистевая область и запястья. Сложность выполнения средняя, зависит от жесткости приспособления. Существует 3 эффективных подхода тренировок с кистевым эспандером, ниже мы рассмотрим только один из них.
- Расположитесь так, чтобы Вашему телу было максимально комфортно: сидя, стоя. Спина прямая, плечевая область расслаблена, кистевой эспандер размещен в руке;
- Вдохнув, со всей силы сожмите резинку, стараясь задействовать все пальцы;
- Выдохнув, расслабьте кисть.
Подробнее смотрите на видео:
Реализовать необходимо 20-25 сжатий на каждую сторону в 2-3 подхода.
Важно! Подходящую жесткость эспандера выбрать можно таким образом: сделать тестовый подход сжатий в 20-25 повторений. Если действия выполняются без особых усилий и к концу подхода пальцы напряжены слабо, значит нужно выбрать более упругое приспособление
При правильном выборе последние 5 повторений исполняются с ощутимым трудом.
Сжатие бумаги/газеты в комок
Любите читать газеты? Работаете в офисе и имеете приличный запас черновиков бумаги? Совместите приятное с полезным. Доступная всем и каждому нагрузка, развивающая цепкость и силу сжатия. Сложность небольшая, но занятие интересное.
- Стоя возле стола, на котором разложены листы бумаги/ газеты.
- Вдохните, положите руку на лист и сжимайте его до тех пор, пока не получится комочек;
- Произведя работу одной рукой, повторите ее же другой.
Для начала попробуйте скомкать по 2-3 листа каждой рукой. Увеличить нагрузку можно увеличив количеством листков либо плотностью бумаги. Став более опытным, попробуйте скомкать лист картона.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.
После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Тренировка удерживающей силы
Развивать силу удержания можно только параллельно со сдавливающей способностью. «Инструментами» для занятий служат гантели или гриф. С ними тренировки, развивающие мускулатуру рук, будут сложнее, но эффективнее. Они «проработают» предплечье и укрепят кисти.
- Очень эффективным признано упражнение под названием «Прогулка фермера». Несмотря на интригующее название, выглядит оно незамысловато и просто. Тренирующемуся человеку нужно взять гантели большого веса и «гулять» с ними по залу. «Прогулку» продолжают до тех пор, пока не появится ощущение жжения в области плеч. Между тренировками, во время которых делают это упражнение, обязательно должен быть интервал в 5 дней.
- Вис на четырех пальцах. Используя турник, нужно висеть на нем, удерживая вес тела на 4 пальцах. Большие «собратья» не участвуют в тренировке.
- Чтобы усилить эффект от тренировок, гриф штанги обматывают тканью или полотенцем. И держат 4 пальцами на вытянутых вниз руках. Такой самодельный «расширитель» может привести к серьезному травмированию, поэтому лучше воспользоваться специальными насадками на гриф.
Упражнения, которые служат для укрепления мышц пальцев рук
Прежде чем приступать к тренировке на укрепление мышечной ткани этой части тела, изучите важные рекомендации:
- Между подходами в рамках одного упражнения время на отдых должно составлять менее 1 минуты;
- Перед тем, как приступить к силовой тренировке, делают разминку;
- Перед каждым последующим упражнением пальцы нужно размять;
- При появлении боли или дискомфортных ощущений в области суставов пальцев тренировки прекращают.
Упражнения
- Упражнение делают с помощью тренажера, который часто используют скалолазы. Во время выполнения возможно травмирование, поэтому перед началом занятия обязательно проведите разминку. Не спешите во время движений, делайте их аккуратно. Начинайте с больших зацепов, постепенно переходя к более маленьким, фиксируя каждый на 20 секунд. Учитывая сложность движений, позволительно делать минутный отдых между подходами.
- Статические висы. Перед началом тренировки под пальцы лучше положить материю или обмотать их бинтом, чтобы избежать травмирования кожных покровов. Количество подходов ограничивается только подготовкой человека и его выносливостью.
- Висы открытым хватом. Позволяют тратить минимальное количество сил и энергии. Для выполнения открытого виса второй сустав пальцев располагаем ниже первого сустава. Для тренировки подойдут брусья, но удобнее всего будет толстая перекладина. Каждый подход длится 1 минуту. Чтобы нагрузка стала более значимой, выполняйте упражнение поочередно на одной руке.
- Вращение кисти с применением тяжелых предметов. Используйте булаву или кувалду. При их отсутствии можно взять толстую и тяжелую книгу. Делается 3 подхода по 20 вращений каждый.
- Займите исходное положение, при котором предплечье будет находиться горизонтально, а кисть свисать. В руку возьмите груз, который удерживайте прямым хватом. Делайте последовательные движения поднятия кисти до горизонтального положения. Если физическая подготовка позволяет, груз заменяют штангой, выполняя упражнение 2 руками. Использование эспандера подразумевает индивидуальное количество подходов и повторений.
- Для выполнения упражнения понадобится штанга. Займите исходное положение, при котором предплечье будет находиться горизонтально, а кисти, которые сжимают штангу, свисать за ее край. Штанга берется хватом снизу. Работа со штангой подразумевает фиксирование в верхней и нижней ее точке. Чтобы движения были эффективны, раскрывайте ладони во время нижней позиции.
- Для тренировки понадобится гимнастическая палка, веревка и утяжелитель. К палке привязывается веревка, на конце которой крепится груз. Возьмитесь за палку средним хватом и закручивайте «тренажер» вращением грифа. Когда утяжелитель поднимется до самой высокой точки, движения выполняют в обратном порядке, раскручивая веревку.
Во время тренировки следите, чтобы всю нагрузку «взяли на себя» кисти.
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
улучшить мышление и память;
сделать работу полушарий более слаженной;
концентрировать внимание;
облегчить процесс чтения и письма.
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
1. Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
2. Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
3. Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
4. «Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
5. Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
6. «Ладонь, кулак, ребро»
Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.
7. «Колечко»
По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.
8. «Замок»
Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.
9. Массаж ушей
Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.
Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.
Движение каждым пальцем по отдельности
В целом все приведенные здесь упражнения для пальцев рук, для кистей направлены на это. Главная проблема заключается в возможности двигать отдельно мизинцем, при этом безымянным — сложнее всего. Какие упражнения для пальцев рук, для кистей эффективны для отработки данных моментов? Смотрите ниже:
Начальное положение: держим руки вертикально, свободно. Выдвигаем поочередно по одному пальцы перпендикулярно ладонями.
С помощью этого упражнения происходит развитие связки среднего и безымянного пальцев
Оно очень важное, так как эта связка самая медленная из остальных мышц кисти. Данное упражнение выполняется на каждой руке поочередно
Начальное положение — держим свободно руку, а средним и безымянным пальцами делаем круговые плавные движения наподобие «велосипеда» — ту же траекторию при кручении педалей имеют ноги. По ходу развития пальцев, нужно упражнение делать по часовой стрелке и против нее. Оно может вызвать дискомфорт, оно достаточно сложное — могут появиться неприятные тянущие ощущения в тыльной части ладони. Чтобы их уменьшить, можно свободной рукой обхватить запястье и чуть сдвинуть верхние слои мышц и кожу вверх к пальцам тыльной стороны.
В чем опасность артроз суставов кистей
Болезнь прогрессирует, медленно и незаметно разрушая сустав. Также постепенно происходит утрата трудоспособности.
Степени артроза кисти
По клиническим и рентгенологическим признакам артроз кисти делят на 3 стадии:
- Начальная. Легкая болезненность после физических нагрузок и небольшая скованность по утрам проходят самостоятельно, но постепенно продолжаются все более длительно. На рентгене изменений нет или небольшое сужение суставной щели. Иногда можно заметить первые признаки остеосклероза – кость становится более плотной. Оптимальный период для начала лечения: можно полностью подавить прогрессирование и избавиться от болей.
- Прогрессирующая. Боли усиливаются, становятся продолжительными, беспокоят по ночам. Скованность максимально проявляется по утрам, но может держаться в течение дня. Периодически развиваются синовиты. На рентгене: резкое сужение суставной щели, нарастающий остеосклероз, появление первых признаков разрастания костной ткани по суставным краям. Лечение на этой стадии займет больше времени, но опытный врач избавит от боли и приостановит разрушение сочленения.
- Запущенная. Постоянные ноющие боли днем и ночью. Невозможность выполнения привычных мелких движений из-за нарастающей скованности перерастает в полное отсутствие сгибательно-разгибательных движений в руке. На рентгене: выраженный остеосклероз, разрастание костных выступов, изменяющих форму сустава. При артрозе пальцев кисти рук отчетливо видны узелки Гебердена и Бушара. Опытный врач сможет помочь больному и на запущенной стадии.
Степени артроза кисти
Осложнения артроза кистей рук
При отсутствии врачебной помощи серьезные проблемы и осложнения неизбежны. Это:
- сильные боли – больные не находят себе мести ни днем, ни ночью, что приводит к бессоннице и неврозу;
- деформация рук – в зависимости от того, где расположен больной суставчик, происходит изменение внешнего вида кисти или пальцев – это не только косметический недостаток – одновременно усиливаются боли и происходит нарушение работы сустава;
- частичная или полная утрата функции – требует сначала смены профессии, а затем происходит полная инвалидизация.
Если у вас начались осложнения, не отчаивайтесь, ищите хорошую клинику!
Обострения артроза кисти
Артроз кистей рук периодически сопровождается развитием синовита – неинфекционного воспаления в суставной внутренней синовиальной оболочке. Пораженные сочленения отекают, кожа над ними краснеет, болевой синдром и все остальные неприятные ощущения усиливаются. При появлении признаков воспалительного процесса нужно:
- использовать любые обезболивающие препараты; внутрь: 1 – 2 таблетки Парацетамола по 500 мг или таблетку Найза 100 мг; наружно: гель Пенталгин или эмульгель Вольтарен;
- принять любое успокаивающее средство – 2 таблетки экстракта валерианы, настой пустырника;
- придать кисти возвышенное положение;
- срочно проконсультироваться с врачом.
Комплекс специальных упражнений при артрите
- Сжатие кулаков. Это простое движение, с него, как правило, специалисты обычно советуют начинать свои занятия.
- Прикосновение. Кончиком большого пальца необходимо касаться поочередно всех пальцев рук.
- Кисти рук размещаем ладонями на твердой поверхности, делаем раздвигающие и соединяющие движения пальцев рук. Желательно выполнять это упражнение с некоторым усилием.
- Ладони распределяем на поверхности тумбы или стола, поочередно двигаем каждым пальцем руки верх и вниз.
- Вращательные движения. Пальцами рук выполняются круговые движения.
- Сгибание и разгибание ногтевых и средних фаланг пальцев на любой твердой поверхности.
Гимнастические упражнения с карандашом
Ладони следует разместить на цилиндрическом предмете, лежащем на столе. Выполняем прокатывание карандаша руками так, чтобы он начинал движение от начала ладони и кончал у кончиков пальцев. Это же упражнение также можно выполнять, зажав предмет между ладонями рук и прокатывая его туда-сюда.Чтобы выполнить это упражнение, не стоит искать особую палку, вполне сгодится фломастер или карандаш. Будет даже лучше, если карандаш возьмете ромбовидной формы, а не круглой.
Упражнения с мячом при артрите
Катаем поочередно мяч по жесткой поверхности кистями левой и правой руки. Можно также выполнять движения, катая мяч по кругу. Делаем это занятие в различных направлениях и разными руками. Для этих простых упражнений подойдет обычный теннисный мяч или что-то подходящее.Хороший результат при артрите достигается при выполнении упражнений с круглым предметом, сделанным из дерева. Для этой цели подойдет закругленный брусочек диаметром не более 5 сантиметров. Его всегда можно взять с собой на работу или дачу и по возможности выполнить необходимые занятия.
Как вы видите, ничего сложного в этих гимнастических упражнениях для пальцев суставов рук нет, тем не менее ежедневное их выполнение поможет улучшить подвижность суставов и их функциональность.
Обязательно перед лечением болезней консультируйтесь с врачом. Это поможет учесть индивидуальную переносимость, подтвердить диагноз, убедиться в правильности лечения и исключить негативные взаимодействия препаратов. Если вы используете рецепты без консультации с врачом, то это полностью на ваш страх и риск. Вся информация на сайте представлена для ознакомительных целей и не является лечебным пособием. Вся ответственность за применение лежит на вас. Гимнастика при артрите пальцев рук — одно из средств лечения Несмотря на развитие медицинских технологий и появление новых препаратов гимнастика при артрите пальцев рук остается важным и достаточно эффективным методом лечения этого заболевания. Задачи гимнастики — способствовать достижению основных целей лечения, которые заключаются в том, чтобы снять боль и воспаление в суставах. При артрите мелких суставов, таких, как суставы кисти, упражнения выполняются многократно. Для их выполнения не нужны специальные условия, можно делать их даже за рабочим столом, поэтому рекомендуемое количество повторений (6–8 раз в день) вполне реально и доступно. Благодаря такой активной гимнастике улучшается кровообращение. Это приводит к снижению воспалительной активности. Рассасывается жидкость, накопившаяся в полостях суставов, околосуставных тканях. Вместе с рассасыванием жидкости спадает отек, уменьшается припухлость и покраснение. Упражнения увеличивают тонус мышц. Все эти изменения помогают восстановить и улучшить двигательные возможности суставов, восстановить ловкость пальцев. При активных занятиях возможно весьма значительное улучшение также и общего состояния.